Система качества в аптеках

Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения согласно приказа Минздрава России № 647н направлены в первую очередь на обеспечение населения РФ качественными, безопасными и эффективными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и другими средствами, включая предметы и средства личной гигиены, средства для ухода за больными, новорожденными и детьми до трех лет, БАД , продуктами лечебного, детского и диетического питания, парфюмерно-косметическими товарами. Чтобы обеспечить эти требования, аптеки должны разработать и внедрить систему качества. Существует международный стандарт ИСО 9001 и национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 , в котором установлены требования к созданию системы менеджмента качеством организации независимо от размера, формы собственности и вида экономической деятельности предприятия. На самом деле это несколько международных (национальных) стандартов ИС0 серии 9000, в которую входят стандарты ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», ГОСТ Р ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» и ГОСТ Р ИСО 9004 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества», а также существует международный (национальный ) стандарт для проведения внутренних аудитов ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководство по аудиту систем менеджмента». Положения выше перечисленных стандартов частично должны быть взяты за основу построения системы управления качеством аптеки. С чего надо начать аптекам создание системы качества? Необходимо обучить персонал аптечных организаций принципам построения системы управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000. Что это даст фармацевтам и провизорам? Они будут понимать, что такое анализ со стороны руководства деятельности аптечной организации, что такое внутренний аудит системы качества и как его проводить, какие процедуры в обязательном порядке необходимо разработать и внедрить, чтобы обеспечить удовлетворенность покупателя и качество лекарственных препаратов. Во введении в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 говорится, что преимущества для организации, внедрившей систему управления качеством, состоит в способности стабильно предоставлять услугу, которая удовлетворяет требования потребителей и обеспечивает выполнение всех законодательных и нормативно-правовых требований государства. Кроме того, Правила надлежащей аптечной практики (сокращенно НАП), которые должны вступить в силу 1 марта 2017 года, должны стать важнейшим отраслевым документом 2017 года. Почему? Потому что они включают в себя не только новые требования и документы. Но и аккумулируют в себе и многие положения и приказы, которые уже действуют, и аптеки работают в соответствии с ними.