Итоги межтерриториальной конференции «Развитие образовательной системы «Школа ступеней

Итоги межтерриториальной конференции  «Развитие образовательной системы «Школа ступеней»: возможности индивидуализации образовательного процесса»

С 17 по 20 ноября прошла VI межтерриториальная конференция «Развитие образовательной системы «Школа ступеней»: возможности индивидуализации образовательного процесса».

В ходе Конференции организована работа пленарного заседания, пяти межшкольных семинаров на базе образовательных учреждений, шести круглых столов по определению перспектив индивидуализации образовательного процесса в школах города, подготовлены и проведены открытые уроки в рамках межшкольных семинаров по определению возможностей индивидуализации на уроке.

С 17 по 20 ноября прошла VI межтерриториальная конференция «Развитие образовательной системы «Школа ступеней»: возможности индивидуализации образовательного процесса».

В ходе Конференции организована работа пленарного заседания, пяти межшкольных семинаров на базе образовательных учреждений, шести круглых столов по определению перспектив индивидуализации образовательного процесса в школах города, подготовлены и проведены открытые уроки в рамках межшкольных семинаров по определению возможностей индивидуализации на уроке.

Научное руководство конференцией осуществлялось О.Е. Лебедевым, профессором, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования.  В работе Конференции приняли участие: главный специалист отдела регионального развития департамента образования округа Т.Т. Архипова,  профессор кафедры управления развитием общего образования РИРО, кандидат педагогических наук О.Ю. Соловьева, директор гимназии г. Лабытнанги Г.В. Сомова, директор школы №11 г. Новый Уренгой, М.В. Зенкина,  помощник генерального директора гимназии «Альма-Матер», г. Санкт-Петербург Н.Н. Гилева, заместитель директора Петровской школы г. Петрозаводска, республика Карелия, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Невара И.В., заместитель директора школы №8 г. Новый Уренгой Д.М. Варисова, а также специалисты Управления образования, руководители образовательных организаций, педагоги начальной, основной и средней школ города, всего более 250 человек.

Основная цель конференции заключалась в обсуждении проблем реализации и развития муниципального проекта «Школа ступеней», поиске средств и способов индивидуализации образовательного процесса.

 Первый день конференции объединил более 190 участников из числа руководителей и специалистов управления образования, руководителей и педагогов образовательных организаций Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Салехарда, Лабытнанги, Нового Уренгоя, Муравленко. О.Е. Лебедевым проведены индивидуальные консультации для административных команд школ по выявлению возможных изменений в образовательной системе школ. Учителя английского языка школ города имели возможность познакомится с опытом лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Невара И.В., опытом работы школы, в котором Ирина Валерьевна работает заместителем директора Петровской школы города Петрозаводска (Республика Карелия). Невара И.В. смогла показать педагогам города, как один и тот же предмет преподавать на разных уровнях, показав необходимость подстраивания под запросы детей на уроках.

В тот же день для гостей конференции была проведена экскурсия  в образовательные учреждения: детский сад «Непоседы», Центр технического творчества, школы №1 и №2. Руководители организаций показали гостям особенности обустройства образовательной среды, отвечающей особенностям  возраста обучающихся.

На базе Многопрофильного лицея, школ №4 и №6 прошли круглые столы «Индивидуальный образовательный маршрут: что выбирает сам ученик?», «Индивидуальные продвижения ученика. Как его оценить?». Актуализация проблемы индивидуализации образовательного процесса представлена тематикой и содержанием их работы. Перед участниками ставились вопросы, требующие анализа процесса и результата индивидуализации образовательной практики. В ходе круглых столов педагоги отвечали на вопросы новизны опыта, его актуальности, определяли задачи по индивидуализации образовательного процесса. С учетом анализа собственного опыта, достигнутых результатов, зафиксированных изменений участники составляли рекомендации для индивидуализации образовательной процесса, построения дальнейшей траектории развития.

Второй день конференции был определен форматами межшкольных семинаров по определению возможностей индивидуализации на уроках, поиском ресурсов для этого. На базе пяти образовательных организаций: школ №1, №2, №4, №5 и Многопрофильного лицея прошло обсуждение особенностей изучения математики, английского языка, предметов естественнонаучного цикла, истории и филологии при индивидуализации образовательного процесса при учете преемственности между уровнями образования. Экспертами посещенных уроков были педагоги школ города, которые при заполнении экспертных листов определяли возможности урока для успешной индивидуализации.

Кроме того, педагогом Петровской школы была проведена встреча с администрацией, педагогами, обучающимися лицея и их родителями по сопоставлению опыта двух учреждений по введению стандарта нового поколения.

 Во второй половине дня в форматах круглых столов и проблемных секций прошло обсуждение на базе школ №1, №2 и №5 тем «Индивидуальный образовательный маршрут: что выбирает сам ученик?», «Стандарты общие — результаты индивидуальные?», «Индивидуальные продвижения ученика. Как его оценить?». Представленный на площадках опыт школ вызвал активное обсуждение среди педагогов города по поиску путей индивидуализации образовательного процесса как в урочной так во внеурочной деятельности.

В третий день Конференции состоялся обмен опытом Петровской школы г. Петрозаводска с опытом школы №1 по модернизации образовательного процесса в связи с введением ФГОС.

Во второй половине третьего дня прошло пленарное заседание Конференции, в котором приняли участие руководители, заместители руководителей и педагоги всех образовательных учреждений города. В выступлениях докладчиков определялись тенденции развития образовательной системы города. Руководителями и педагогами образовательных учреждений давалась оценка реализуемых возможностей ступеней школ, определялись изменения в структуре образовательной системы в части определения условий для индивидуализации, фиксации различных педагогических средств. В ходе планарного заседания были представлены присутствующим опыт экспертизы проходивших мероприятий с позиции педагогов города. Педагоги увидели новые идеи и приемы индивидуализации, получили возможность сопоставить собственный опыт с опытом других учителей, а также увидели существование общих ресурсов, которые могут быть использованы в работе всех школ.