Открытый муниципалитет: управленческое решение в действии?!..

Открытый муниципалитет: управленческое решение в действии?!..

«Открытый муниципалитет: управленческое решение в действии?!..», так называлось заседание Совета управления, которое состоялось 10 мая 2016 года в системе образования города с участием руководителей и педагогов образовательных организаций города, представителей Управления образования.

Открытый муниципалитет: управленческое решение в действии?!..

«Открытый муниципалитет: управленческое решение в действии?!..», так называлось заседание Совета управления, которое состоялось 10 мая 2016 года в системе образования города с участием руководителей и педагогов образовательных организаций города, представителей Управления образования.

Основная цель — обсуждение вопросов управления изменениями в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в начальной, основной и старшей школах, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования, а также выработка стратегии дальнейшего развития муниципальной системы образования.

Заседание Совета управления прошло под руководством начальника Управления образования М.А.Снычёвой и стало завершающим этапом ежегодного апрельского семинара-практикума, который проходил на базе школ города в период с 26 апреля по 10 мая 2016 года (более 150 участников).

Выступление «Профессиональное развитие педагогов в условиях формирования образовательной системы «Школа ступеней» в городе Муравленко» заместителя начальника Управления образования Чуриловой О.В. актуализировало проблему совершенствования профессионализма педагогов, способных создавать современные условия, позволяющие наиболее полно учитывать возрастные особенности детей и обеспечивать их готовность к переходу на следующую ступень образования.

Ольга Викторовна отметила, что соотнесение государственных ориентиров и потребности муниципальной образовательной системы стимулировать профессиональное развитие педагогов привело к необходимости формирования новой организационной культуры методического обеспечения, которая ориентирована на развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров как системообразующего ресурса образования.

В настоящее время к организационным формам методического обеспечения образовательной системы «Школа ступеней» можно отнести: межшкольные методические объединения учителей-предметников, регулярные методические совещания, семинары, конференции, круглые столы, переговорные площадки и консультирование, создание информационных и методических материалов по итогам семинаров, конференций (в том числе на сайте Управления образования), Совет управления.

При этом принципами управления методического обеспечения являются следующие действия: инициирование педагогической пробы, стимулирование использования ее в практике, корректировка через осуществление рефлексивного анализа и на его основе определение эффективных педагогических приемов и их регламентация. Использование этих видов управленческих задач позволяет создать точки роста, формировать опыт организации образовательного процесса для поэтапного личностного развития обучающихся и профессионального развития педагогов.

Эти управленческие действия нашли отражение в экспертном листе для присутствующих на Совете управления, где участники оценивали действия руководителей образовательных организаций.

Выступления руководителей межшкольных сетевых групп стали иллюстрацией работы одной из форм методического обеспечения Школ ступеней. В 2015-2016 учебном году межшкольные сетевые группы работали над развитием профессиональных компетентностей учителей предметников в части обозначения, определения наиболее эффективного приема педагогической техники, направленного на формирование умения учиться на разных уровнях образования.

С целью решения проблем вычислительной грамотности у обучающихся школ города сетевой группой учителей математиков (руководитель Салатова И.Н.) были разработаны диагностические материалы для учащихся 5- 11 классов, проведены практические семинары, в рамках которых педагоги обменивались эффективными приемами и техниками выработки у школьников устойчивых вычислительных навыков. В течение года учителя также провели «Урок для взрослых», приняли участие в тестировании по выявлению уровня компетентности. На итоговом семинаре-практикуме обсуждались вопросы организации сетевого взаимодействия для выработки единых требований к созданию на уроке условий, способствующих выполнению учеником самостоятельного действия. Итогами семинара стало понимание необходимости сочетания на уроке разных видов практических работ.

Историко-культурный и современный образовательный стандарты ставят перед учителем истории задачу научить ребенка разбираться в фактах и комментариях ученых, высказывать самостоятельные оценочные суждения. Учителя обществоведческих дисциплин (руководитель Пикус Л.Б.) продолжили работу над формированием умения характеризовать историческую личность, используя различные источники информации. Итогами семинара-практикума стало обозначение наиболее эффективных приемов педагогической техники для проявления самостоятельного действия ребенка на уроке.

Учителя сетевой группы «Читательская грамотность» (руководитель Юрьева Н.Б.) решали проблему осознанного чтения и понимания текстов. Работая над осознанием приемов и различных техник, способствующих осмыслению текста, педагоги пришли к пониманию необходимости создания определенных условий на каждой ступени обучения, в том числе с учетом индивидуализации процесса обучения.

Продолжили осмысливать приемы педагогических техник, направленных на формировании экспериментальных умений школьников на трех уровнях образования, учителя сетевой группы предметов естественнонаучного цикла (руководитель Тарьянова О.А.) В 2014-2015 учебном году в результате анализа материалов ГИА, концепции естественнонаучного образования экспериментальное умение определено как приоритетное. Были выделены основные составляющие этого умения, разработана единая для всех ступеней обучения шкала оценивания. В 2015-2016 учебном году основная задача учителей-естественников состояла в подборке и апробации педагогических приемов, которые помогут учащимся овладеть технологией экспериментирования. На методическом семинаре педагоги представили свои наработки по данному направлению. В ходе рефлексивного анализа было установлено, что учителя испытывают затруднения в анализе и оценке способов своей деятельности.

Проблема оценивания эффективности приемов педагогической техники по формированию умения учиться обсуждалась в рамках деятельности всех сетевых межшкольных групп. Как продукт совместной работы для обсуждения на Совете управления была предложена шкала, состоящая из пяти критериев оценивания, которая в итоге получила одобрение участников совещания.

В разделе «Муниципальная практическая проба» руководителем межшкольной сетевой группы учителей английского языка Зикириной В.И. были представлены результаты апробации муниципальной лингвистической игры для всех пятиклассников школ города. В ходе обсуждения итогов проведения игры были определены затруднения пятиклассников и педагогов, а также намечены пути их компенсации. Во второй части своего выступления Виктория Ивановна представила итоги проведения публичной презентации образовательного достижений по предмету обучающимися четвертых и восьмых классов.

Следующая муниципальная практика — апробация проектной игры «Я знаю! Я могу!» для выпускников детских садов города как переходного мероприятия на этапе «детский сад — начальная школа» — была представлена заместителем заведующей детского сада «Олененок» Чегринец Т.С.

Татьяна Сергеевна отметила, что благодаря разработанным игровым заданиям удалось обеспечить условия для демонстрации детьми компетентностей, необходимых в будущем для успешного обучения в школе, а именно: умение слушать и следовать инструкции взрослого, умение работать индивидуально, в паре, в команде, договариваться со сверстниками, умение выполнять задание по схеме, умение выполнять задание самостоятельно, доводить дело до конца. Согласованная работа воспитателей, учителей и психологов школ, которые выступили в качестве экспертов, позволила оценить реальные объективные результаты воспитанников, что в дальнейшем станет ориентиром для оказания своевременной помощи каждому ребенку.

Завершением Совета управления стало представление руководителями собственных управленческих действий, которые были предприняты для апробации практик открытого образования на уровне образовательной организации. Было высказано единое мнение о том, что более глубокое осознание сути управленческого действия позволяет четко управлять педагогическим коллективом и предполагать результаты воздействия.

Решением заседания Совета стал ряд мер по совершенствованию управленческой и методической деятельности в открытой системе «Образовательный муниципалитет».