Информация об исполнении мероприятий проекта программы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа «Кочевая школа

alt

На территории, прилегающей к г. Муравленко проживает более 50 семей коренного населения, дети которых проживают в интернате: дошкольники посещают детские сады, учащиеся обучаются в школах города, дети дошкольного возраста проходят предшкольную подготовку в детском саду «Буратино».

 

alt

На территории, прилегающей к г. Муравленко проживает более 50 семей коренного населения, дети которых проживают в интернате: дошкольники посещают детские сады, учащиеся обучаются в школах города, дети дошкольного возраста проходят предшкольную подготовку в детском саду «Буратино».

В интернате созданы все необходимые условия. Воспитанники проживают в двух-, четырёх местных комнатах. Для проживания воспитанников предоставляются оборудованные новой мебелью спальные комнаты. Для подготовки занятий имеется класс самоподготовки, библиотека с читальным залом на 6 посадочных мест. Книжный фонд боле 1100 экземпляров. Кабинет для кружковой работы оснащен швейными машинами, приспособлениями для ручного шитья и вышивания бисером. С 2007 года функционирует музейная комната, оформленная в традиционном стиле народов Севера. Для организации досуга воспитанников на первом этаже оформлен «малый» кинотеатр с использованием подвесного большого экрана, имеется оргтехника. В компьютерном классе для воспитанников установлены современные компьютеры (5 штук), в этом учебном году приобретены 6 нетбуков для организации занятий с детьми младшего звена «Устный счет», «Пишу грамотно», «Учу таблицу умножения» и т.д. Воспитатели обучают ребят создавать презентации к урокам, мероприятиям, делать буклеты (55% воспитанников свободно владеют информационными технологиями).

 Основное направление реализации регионального проекта «Кочевое образование» определено как создание условий для сохранения и развития самобытной культуры, знания языка и традиций коренных народов Севера, обеспечение возможности детям коренного населения получить образование для дальнейшего определения жизненного пути, максимально сохранив национальные традиции, уклад жизни, культуру и быт.

Мероприятия по сохранению национальной культуры, традиций, обычаев и развития навыков выпускников, необходимых для ведения традиционных отраслей хозяйствования определены в Программе развития МБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко» (проект «Мы родом из тундры» в разделе «Воспитательная работа») до 2015 года. Одной из главных задач проекта «Мы родом из тундры» является: подготовка выпускника, адаптированного к современным условиям и не потерявшего в период обучения навыков традиционного образа жизни. В связи с действующим законодательством разработана «Программа воспитательной системы по комплексно — координационной деятельности интерната по сохранению культурных традиций народов Севера», которая определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей в возрасте от 6 до 16 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа воспитательной работы предусматривает следующие направления деятельности: познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, нравственноправовую, спортивнооздоровительную, работу с родителями. Содержание Программы включает несколько подпрограмм:

Основным принципом построения уклада жизни в интернате является предоставление детям широкого спектра видов разнообразной деятельности по интересам, возможностям и способностям детей. Традиционными для воспитанников интерната являются занятия в кружках, связанных с национальными традициями, руководителем которого является Каткилева Е.Д., кружок «Верты-Ави», что в переводе означает «девочкарукодельница». Здесь девочки занимаются вышиванием бисера, изготовлением женской и мужской одежды, национальных украшений, изготовлением национальных амулетов, посуды из бересты и другим. Вспоминают традиции народа ханты: например, технику изготовления циновки из соломы.

В кружке «Хантыйский язык и литература» все воспитанники, включая дошкольный возраст, изучают письменный хантыйский язык сургутского диалекта. В 2012 году воспитатели КаткилеваМ.Е., Каткилева Е.Д. вместе с воспитанниками издали разговорник слов и выражений народа ханты, которые часто звучат из уст детей для сотрудников интерната. В этом году работа продолжается: словарь дополняется новыми выражениями и словами из обихода народа. Воспитатели работают над формированием разносторонних навыков у воспитанников, вовлекают на занятия по интересам в интернате: учат осваивать технику работы «квилинг», «оригами», «резьба по мылу», «вязание», учат изготавливать объёмные фигуры и многое другое.

Педагогический коллектив поддерживает традиции народа ханты. Традиционным стало проведение национальных сезонных праздников «День Лебедя», «Ворна хатл», «Медвежий праздник», «День Оленевода». На такие праздники в гости любят приходить родители, бывшие выпускники интерната, учащиеся школ, воспитанники детских садов. Праздники вызывают интерес у жителей города. Традиционным стал праздник, любимый родителями и детьми Праздник национальной кухни, на котором проводится обмен по изготовлению национальных традиционных блюд: как правильно и вкусно приготовить мясо оленя, блюда из местной рыбы, строганины из муксуна в современных условиях. Установленный на территории интерната чум и организация мероприятий в нём способствует передать атмосферу жизни в тундре.

Планируется и осуществляется инновационная деятельность с учетом современных изменений и тенденций государственной политики в образовании. Ведущие направления инноваций: определение перспектив развития интерната в части организации предшкольной подготовки для детей от 3 до 7 лет. Реализация сетевого проекта «Сохранение этнокультурных традиций народа ханты», интегрированного курса «Культура народов Ямала» показывают, что у населения города большой интерес вызывает культура коренных народов Севера. Жители и гости города интересуются обычаями, традициями, сувенирной продукцией народа ханты. Существует спрос на проведение экскурсий, этнических праздников. С целью сохранения и популяризации культурного наследия народа ханты, в 2012 году педагогический коллектив интерната разработал проект создания этнографического музейного комплекса «Подворье ханты». На 2 квартал 2015 года на территории имеются чум, лобаз, национальная изба-музей. 

Ознакомиться с информацией об исполнении мероприятий: kochevaya.pdf [143.21 Kb] (cкачиваний: 6)