Второго сентября представители региональной системы образования из всех муниципалитетов автономного округа приступили к обсуждению основных результатов и перспектив развития ямальской системы образования на среднесрочный период. На совещании присутствовал заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов.
Второго сентября представители региональной системы образования из всех муниципалитетов автономного округа приступили к обсуждению основных результатов и перспектив развития ямальской системы образования на среднесрочный период. На совещании присутствовал заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов.
На пленарном заседании «Управление образовательными результатами» к участникам совещания с приветственным словом обратились заместитель Губернатора, директор департамента международных и внешнеэкономических связей автономного округа Александр Мажаров и заместитель председателя Законодательного Собрания Ямала Елена Зленко. Они поздравили педагогов с началом нового учебного года, а также акцентировали внимание на арктических особенностях региона и мерах, реализуемых на Ямале, которые позволяют нивелировать эту специфику: образование в дистанционной и кочевой форме, здоровьесберегающие технологии, качественное питание, многопрофильность колледжей.
Ключевые задачи системы образования в 2015-2016 учебном году обозначил заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов. Он подчеркнул, что реализация федеральных государственных стандартов на всех уровнях образования нацелена, в конечном итоге, на индивидуальное самоопределение и самореализацию каждого российского подростка в профессиональной сфере.
Исполняющий обязанности заместителя Губернатора, директора департамента образования автономного округа Ирина Сидорова продемонстрировала педагогическому сообществу «Атлас ямальского образования 2010-2015». Значительным изменением за прошедшие пять лет стало формирование современной инфраструктуры образования благодаря строительству и реализации концепции «умной школы». Успешные проекты «Школа Ямала — территория Wi-Fi», «1 ученик: 1 компьютер», «Ямал. Сетевой регион. Образование» вывели округ в лидеры среди субъектов Российской Федерации по многим показателям. Она подчеркнула особое внимание к развитию одаренности детей, в том числе, в рамках дополнительного образования, к семейному устройству детей-сирот.
В качестве ресурса повышения качества образования детей руководитель профильного ведомства отметила развитие проектов «Школа ступеней», «Кочевая школа», предпрофильной подготовки и профильного образования старшеклассников, а также проекты по повышению престижа рабочих профессий с учетом стратегии социально-экономического развития округа (WorldSkillsRussia, сотрудничество с работодателями) и насыщению системы образования квалифицированными педагогическими кадрами («Новый учитель Ямала», «Педагогический статус»).
Перед участниками пленарного заседания выступили представители ведущих научных учреждений. Многие из них являются экспертами реализации окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования автономного округа на 2011-2015 годы». Представители научного сообщества остановились в своих выступлениях на актуальных аспектах образования:
о влиянии современных быстро развививающихся технологий на содержание образования в школе XXI века — Александр Михайлович Кондаков, президент ООО «Институт мобильных образовательных систем», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор «Школа XXI века: новые возможности»;
о целесообразности создания и развития возрастосообразной образовательной среды, позволяющей каждому ребенку двигаться по индивидуальной траектории — Олег Ермолаевич Лебедев, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор;
об оптимальной концентрации ресурсов по подготовке рабочих кадров в системе профессионального образования Ямала и дальнейших стратегических шагах по ее развитию — Михаил Валентинович Никитин, академик Академии профессионального образования, д.п.н., профессор;
об уровне и дальнейших перспективах развития региональной системы оценки качества образования к контексте общероссийских тенденций — Игорь Александрович Вальдман, директор Российского тренингового центра Института образования НИУ «Высшая школа экономики», к.п.н.;
о результатах мониторинговых исследований в системе образования региона в сравнении с общероссийскими, их правильной интерпретации и рациональном использовании — Галина Сергеевна Ковалёва, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, к.п.н.;
о деятельностном подходе в обучении, важности его применения как рычага эффективного внедрения новых государственных образовательных стандартов — Владимир Александрович Львовский, международный эксперт по оценке качества знаний SISED, проректор Открытого института «Развивающее образование», к.п.н.;
об эффективном сочетании современных технологий и деятельностных методов в учебном процессе — Татьяна Геннадьевна Пирог, проект-менеджер программы Intel «Обучение для будущего» по России.
Работа совещания продолжалась на проектировочных семинарах и заседаниях круглых столов, где обсуждались вопросы об:
— актуальных вопросах воспитания и развития современного ребёнка в меняющейся социокультурной среде;
— открытом образовании и «школах ступеней» как о ресурсе образования будущего;
— о влиянии «ИКТ — компетентного учителя» на качество образования;
— о повышении качества образования и компетентности педагогов;
— о перспективах развития циркумпулярной культуры Арктики.
Презентации выступлений участников пленарного заседания:
По материалам официального сайта департамента образования ЯНАО